Специальные условия для обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МАДОУ функционирует 1 группа комбинированной направленности для совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- квалифицированную коррекционную помощь оказывают специалисты:
-педагог-психолог;
-учитель-логопед;
-воспитатель;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
-медицинская сестра.
Обучение детей с ОВЗ проводится по «Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР».
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МАДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень речевого развития детей;
- составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
- организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование);
организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- использует на занятиях логоритмические упражнения.
Инструктор по физической культуре:
- осуществляет укрепление здоровья детей;
- совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинская сестра:
- проводит профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Содержание планирования основано на принципе комплексности и тематического похода к образовательному процессу, определяется синтезом комплексной программы дошкольного образования и специальных коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п. (на каждого воспитанника группы составляется индивидуальный маршрут развития).
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ учитываются особенности их физического и психофизиологического развития.
Специально-оборудованные учебные кабинеты.
В МАДОУ имеется кабинет логопеда, где проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).
Оснащение логопедического кабинета: столы детские и стулья, шкафы для пособий, настенная доска, настенное зеркало с дополнительным освещением, зеркала для индивидуальной работы, разрезные азбуки и кассы к ним, альбом с картинками для исследования произношения звуков, наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков; книги-пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков; наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серии картинок и т.д.); настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания и т.д.); коррекционно-развивающие игры, демонстрационный материал по различным темам; пособия для развития грамматического строя речи, пособия для развития лексики, развития звукопроизношения, для обучения грамоте; наглядный материал по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
В кабинете учителя-логопеда для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеется библиотека художественной детской литературы для коррекции звукопроизношения, пополнения словарного запаса, преодолениея грамматических нарушений и развития связной речи.
Учитель- логопед в своей практике при коррекции речевых нарушений использует чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняет и объясняет смысл пословиц и поговорок.
В МАДОУ на первом этаже имеется кабинет педагога-психолога, где также проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми. Помещение оборудовано красивыми красочными столами, стульями.
Помимо мебели, в кабинете имеются:
- оборудование для интеллектуального и эмоционального развития;
- учебные и методические материалы;
- оборудование для конструирования и развития мелкой моторики.
Библиотека.
С целью формирования у детей с ОВЗ интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группах созданы книжные уголки (мини-библиотеки) - специально оборудованное место для чтения и литературного творчества, в которой представлена разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги.
Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Объекты спорта.
В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ: спортивная площадка, физкультурный зал и физкультурные мини-центры групп оснащены необходимым набором спортивного инвентаря для организации двигательной деятельности детей в течение дня.
Спортивная площадка детского сада оборудована в соответствии с требованиями СанПиН. На площадке имеется: беговая дорожка, полоса «препятствий», игровое поле для игр с элементами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон); игровые прогулочные площадки имеют место для подвижных игр.
В детском саду используются различные формы организации двигательной активности детей: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурные минутки, бодрящая гимнастика после сна, спортивные праздники и развлечения, туристические походы, Дни Здоровья.
Наша образовательная организация имеет следующее условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ на территорию и в здание детского сада:
- возможность беспрепятственного входа на территорию и в здание детского сада;
- сопровождение работниками детского сада посетителей, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа на территорию и в здание детского сада.
Питание в МАДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованного в ТО ТУ Роспотребнадзора и утвержденного заведующим МАДОУ.
Специальные условия охраны здоровья.
Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующая снижению заболеваемости детей: закаливание, дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Для повышения качества педагогического процесса в МАДОУ педагогами используются электронные образовательные ресурсы: презентационные материалы, обучающие программы. Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по различным направлениям.
В ДОО нет электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается обучающимся самостоятельный доступ .
Наличие специальных технических средств обучения коллективного пользования: ноутбук, компьютер в кабинетах учителя-логопеда, педагога-психолога.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: общежитие и интернат в учреждении отсутствуют.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).